Как устроен мотор автомобиля.

Автомобильный двигатель штука элементарная. Понять как работает мотор можно как по маленькому лупатому Смарту так и по монструозному седельному тягачу. Различие исключительно в размерах блока и кишок, опутывающих его со всех сторон. Воздуховоды, топливные магистрали, вечно сопливящие патрубки вентиляции картера, исполнительные элементы и электрическая проводка.

Сложность представляет обвес, которыйс каждым годом обрастает электроникой, становится тяжелее, дороже и, возможно, бесполезнее. Сначала этим занимались профессиональные спортсмены, чтобы выжать максимум удовольствия. Затем их заставили поумерить пыл влиятельные экологи, дескать, озоновый слой долго терпеть не будет. Сейчас к процессу подключились ещё эффективные менеджеры, которым нужно показать конкурирующим брендам, у кого палка крутящего момента длиннее и ровнее. Поджимают вышеперечисленных новаторы с электромобилями. Но мы не об этом.

Бензиновый мотор.

Двигатель внутреннего сгорания, он же бензиновый мотор, весьма популярен в наших краях. Широкий температурный диапазон позволяет легко заводиться в 30 градусный мороз и объезжать сугробы, скрывающие дизельные авто тех, кто поехал на общественном транспорте. Моторы легко «крутятся», разрывая ночную тишину квартала долбёжкой в отсечку. Да и стоимость эксплуатации у «бензинки» по карману даже студенту. Топливный фильтр требует замены раз в 40-60 тысяч километров (целая вечность!), комплект ремня ГРМ относительно доступен, дымность меньше дизеля, масло мотор убивает медленнее, во многих странах ставка налога меньше турбодизеля. Красота, почти.

Бензиновый мотор нового поколения

Бензиновый V-образник

Так как бензин работает?

Четырёхтактный бензиновый мотор, как ни странно, имеет 4 стадии: впуск, сжатие, воспламенение, выпуск. В цилиндр подаётся строго дозированное количество топлива и воздуха. Данная оптимальная смесь поджигается свечой зажигания на втором такте. Происходит воспламенение, толкающее поршень вниз. Отработавшие газы, сделав своё дело, устремляются через выпускной клапан в выхлоп. Поршни через коленчатый вал передают движение коробке передач, которая уже и вращает колёса.

Дизельный мотор.

Дизеля медленно, но верно наращивают популярность у нас. Современный впрыск экономичен, надёжен, достаточно экологичен (но это не точно, как нам рассказал концерн VAG) и тяговит. Самое главное, что его тыр-тыр уже не слышно за квартал, а дымность сошла на нет.

3 цилиндровый дизель
Дизель на 3 цилиндра от VW

Теперь это не только прерогатива коммерческого транспорта, 3 цилиндровый дизель на 100 сил в семейном хэтчбэке, как вам?

 

 

Но есть и недостатки. Самый главный, это подтвердят владельцы «тракторов», двухмассовое сцепление, в случае механической коробки передач. Замена выльется в ощутимую копеечку. Да фильтр топливный поменять бы перед зимой и перед летом. А ещё подогрев поставить. И антигель купить хороший в дизтопливо. И свечи накаливания для двигателя заменить уже скоро. Но при больших пробегах он себя окупает, безусловно. А если он новый, то на обслуживание уходит неприлично мало.

Дизельный двигатель

Классический дизельный мотор

Принцип работы дизеля.

Если в предыдущем варианте в камеру сгорания поступает смесь, то здесь сначала подаётся воздух, который на такте сжатия нагревается. Ему в этом помогают свечи накаливания. А потом впрыскивается дизель и происходит вспышка от нарастающего давления. Это объясняет характерное тарахтение. А далее всё по стандарту. Поршень вниз, коленвал делает оборот, коробка передач шевелит шестернями.

Электрический двигатель.

Мировое сообщество автомобилистов гудит. Все хотят Теслу, а если не её, то хотя бы, полуэлектрический Приус. Но мы можем и ошибаться. Электрический мотор это отсутствие выбросов, бешеный крутящий момент, налоговые льготы, экономия на заправках и… Тишина. Рык V8 теперь можно послушать только с флэшки.

Принцип работы электромотора.

Вместо привычной железяки с поршнями под капотом стоит  целый ворох приспособлений, практически без проводов. А где-то сзади, где был топливный бак или под всем днищем, лежат батареи. Они частично заряжаются при рекуперации, т.е. когда едем накатом, к примеру. Машину может тянуть как один центральный узел через коробку передач, так и 4 отдельных моторчика, каждый из которых установлен отдельно в колесе.

Электромотор Теслы

Так устроена Tesla

 

А надо ли?

Развитие технологии идёт очень быстро, поэтому самое время начать проявлять интерес к электромобилям. Модели дешевеют, сеть заправок растёт, а льготы могут скоро пропасть. Как вариант для поездок на работу, почему нет? Правда есть один большой минус. Отсутствие квалифицированных специалистов по ремонту такой аппаратуры. Но это поправимо. Дайте гаражным мастерам ещё пару-тройку лет, а фирмам из поднебесной несколько месяцев на копирование технологий.

Не забываем ещё и о двигателях, работающих на газовом топливе. Но это уже совсем другая история.

Как бы ни противились фанаты бензиновых моторов, дизелей, электромобили завоёвывают рынок. Даже небезызвестный Британский автообозреватель, любитель мощных бензиновых V8, в одном из тестов согласился, что электрическая Тесла вполне себе. Нас ждёт интересное будущее, коллеги по рулю!

Как работает мотор